Когда сказку читают, она - правда.
Книга, которую вы ненавидите. Преступление и наказание Достоевского.
Я люблю читать. Но, как и большинство школьников, не читала школьную программу. Я росла на приключенческой фантастике, а в школе то "Гроза" Островского, то "Слово о полку Игореве". Либо тоскливый язык, либо тоскливый сюжет.
А потом, не помню из-за чего, меня переклинило. Кажется, это учительница литературы что-то такое сказала, что я поставила себе цель: следующую книгу я прочту от корки до корки. Чтоб никаких претензий ко мне не было! А следующую мы проходили "Преступление и наказание". Я взяла ее в библиотеке и начала читать.
После легкого Лукьяненко, дерзкого Никитина, язык Достоевского казался чудовищно тяжелым. Он был понятным, он не был устаревшим, но тяжеловесные предложения, мрачные образы - я сквозь них продиралась. Я привыкла к героической литературе - главный герой не был героем. Он даже обычным обывателем не воспринимался, мне было его жалко и мерзко одновременно. Но он преподносился как главный герой и я, в силу привычки, старалась влезть в его шкуру. Отлично помню, какое гнетущее впечатление на меня оказывали его мысли, как он метался из угла в угол, но выхода не находил. Это было противоестественно. Герой всегда находит выход - а тут сам лезет в сети. Сам последовательно ломает все, до чего додумается дотянуться. Мне казалось, я схожу с ума, в его поступках не было логики, сплошная этика и морализаторство, не свойственные моей натуре. Мне хотелось, чтобы он поступал здраво, а он все глубже погружался в самобичевание, все больше отрывался от реальности. Но он же герой! Это персонаж, с которым я в 15 лет в силу привычки себя отождествляла, с которым пыталась пройти его путь. И я честно боялась, что если буду читать дальше - сойду с ума. На полном серьезе. Меня гнуло и корежило, я была готова закатить учительнице истерику, расстреляйте меня - я не буду читать такую мерзость!
Говорят, мне не хватило совсем чуть-чуть, чтобы дочитать до катарсиса. Не знаю, спасло бы это мое мнение о книге или нет, вполне вероятно, что так как я не понимала его поступки, я бы не поняла и его катарсиса. Но мое мнение о школьной литературе было испорчено окончательно и бесповоротно.
Я люблю читать. Но, как и большинство школьников, не читала школьную программу. Я росла на приключенческой фантастике, а в школе то "Гроза" Островского, то "Слово о полку Игореве". Либо тоскливый язык, либо тоскливый сюжет.
А потом, не помню из-за чего, меня переклинило. Кажется, это учительница литературы что-то такое сказала, что я поставила себе цель: следующую книгу я прочту от корки до корки. Чтоб никаких претензий ко мне не было! А следующую мы проходили "Преступление и наказание". Я взяла ее в библиотеке и начала читать.
После легкого Лукьяненко, дерзкого Никитина, язык Достоевского казался чудовищно тяжелым. Он был понятным, он не был устаревшим, но тяжеловесные предложения, мрачные образы - я сквозь них продиралась. Я привыкла к героической литературе - главный герой не был героем. Он даже обычным обывателем не воспринимался, мне было его жалко и мерзко одновременно. Но он преподносился как главный герой и я, в силу привычки, старалась влезть в его шкуру. Отлично помню, какое гнетущее впечатление на меня оказывали его мысли, как он метался из угла в угол, но выхода не находил. Это было противоестественно. Герой всегда находит выход - а тут сам лезет в сети. Сам последовательно ломает все, до чего додумается дотянуться. Мне казалось, я схожу с ума, в его поступках не было логики, сплошная этика и морализаторство, не свойственные моей натуре. Мне хотелось, чтобы он поступал здраво, а он все глубже погружался в самобичевание, все больше отрывался от реальности. Но он же герой! Это персонаж, с которым я в 15 лет в силу привычки себя отождествляла, с которым пыталась пройти его путь. И я честно боялась, что если буду читать дальше - сойду с ума. На полном серьезе. Меня гнуло и корежило, я была готова закатить учительнице истерику, расстреляйте меня - я не буду читать такую мерзость!
Говорят, мне не хватило совсем чуть-чуть, чтобы дочитать до катарсиса. Не знаю, спасло бы это мое мнение о книге или нет, вполне вероятно, что так как я не понимала его поступки, я бы не поняла и его катарсиса. Но мое мнение о школьной литературе было испорчено окончательно и бесповоротно.
Так же влетела с "Преступлением и наказанием", меня порой дико удивляют иностранцы, которые считают эту книгу эталоном русской литературы.
В общем не знаю, у меня в школьной программе это было любимое - первое, что вызвало чувство... достижения, какого глубинного откровения, что ли. Первая книга со СМЫСЛОМ, не то, что какое-то отвратное "красное и чорное" или там тургеневщина. После Дюны, Фонда и Туманности Андромеды Достоевский как-то пошел просто отлично.
...вот например "Война и Мир" - совершенно бессмысленное и беспощадное произведение. Считаю его необходимым удалить и из школьной программы и из мировой литературы, раз и навсегда.