После урока вокала ученица (23 года, если мне не изменяет память) возмущается: "Какого хрена мне всю жизнь твердили, что я безнадежна? Даже люди с музыкальным образованием".
А потому что в музыкалку сразу берут людей со слухом и более или менее способных петь. У них нет времени развивать слух с нуля, да и не нужно. Поэтому окончившие музыкалку и делят людей на "слух есть", "слуха нет".
То, что дело поправимо, я поняла в универе (хотя первые звоночки были на хоре русской народной песни в детстве, где мы с подружкой по первости лажали страшно, а потом втянулись, наслушались и смогли держать партию). Универ технический, но в нем все равно собрали хор. А так как желающих было не особо много (среди парней-то), то руководительница работала со всеми. Есть слух, нет слуха - не важно. И постепенно, в результате постоянных занятий (насколько помню, потребовалось около полугода) запели все. Попадали в ноты, держали партию. А держать партию в хоре, скажу я вам, в разы сложнее, чем петь соло.
читать дальшеЯ это видела, хоть и со стороны. Поэтому считаю, что и голос и слух развиваются. Да, вы скорее всего никогда не станете петь в опере, но до песен у костра, чтоб приятно слушать было, чтобы не фальшивить, могут дорасти все. Ладно, ладно, есть отдельные люди, которым капитально не повезло с голосом. Это когда он напоминает сиплое карканье вороны или что-то вроде. У нас боянист такой был. Слух замечательный, все с лету подбирает, и поет чисто. Только вот голос... Но в большинстве случаев под "нет голоса" подразумевают совсем не это.
Вот такое мое ИМХО. Которое я самоуверенно высказала своей ученице, когда мы только обсуждали, чему я буду ее учить в обмен на английский. Сначала девушка загорелась гитарой, но довольно скоро выяснилось, что куда больше ей хочется петь. Ну принцип я знаю. Чего бы не попробовать?
И вот сегодня мы около двух часов занимались вокалом. Кажется, это третий наш урок.
Первый урок, честно говоря, по умерил мой пыл. Потому что раньше с развитием слуха я сталкивалась в формате: сегодня руководительница хора просит его помолчать-послушать большинство песен, через полгода говорит новеньким прислушиваться к нему. Есть хор, который слушаешь, за которым тянешься, есть репертуар. То есть принципиально я знала - голос и слух развить возможно. Но как конкретно? Как учить одного ученика? Да при условии, что он при пении гаммы попадает в 2 ноты из 7, и то это выглядит больше случайностью.
Сольфеджио как инструмент развития слуха я отмела сразу. Во-первых, я не настолько знаю предмет, не говоря уже о тонкостях его преподавания. Во-вторых, ученик утверждал, что слышит фальш, но не знает, что делать с голосом. Как изменить напряжение связок, чтобы спеть ниже, а как - выше. С этого я и решила начать. С хоровых распевок.
То, что это дает результат, было заметно уже на первом занятии. Первая распевка пелась абы как. Ко второй удерживались 3 полутона (самых комфортных для ученицы, разговорных), к концу репетиции она попадала в пять нот. К концу третьего занятия вытянул октаву. Это так удивительно - наблюдать процесс столь плотно. Как человек учится владеть голосом под твоим руководством. Когда даешь одно и то же упражнение, но неделю назад он сделал его на треть, а сегодня уже на две трети.
Сегодня мы взялись за песню. После получаса распевок я попросила выбрать тягучую медленную песню. Чтобы и для распевания подходила, и тренироваться интереснее было. У первой вроде бы медленной, оказался рваный ритм. У другой - большой диапазон. Третья, аля церковная, из мюзикла, была мной одобрена. И мы стали ее разбирать. По ноткам. Потом по фразам. Не выходит си? Остановились, поймали. Ага, получилось. Теперь си и соседнюю до. Ага. Теперь всю фразу целиком. А теперь пять раз для закрепления эффекта (и еще 2 раза сверху по просьбе ученицы, прибалдевшей от того, что она попадает!)
Таким макаром мы разобрали часть куплета. Всего три строчки, а сколько счастья, когда в конце урока ученица подпевала певице и не слышала фальши. Это не абстрактные распевки, это конкретная песня. И она получается!
Сегодня у нас урок воодушевления. Ученица на практике услышала, что она может. А я получила доказательство, что упражнения работают. Будем учиться дальше.
Пока в целях (у меня, по крайней мере), научить:
- петь соло под музыкальное сопровождение;
- петь акапелло.
Если наши уроки (и дружба) продлятся достаточно долго, можно будет заморачиваться над дуэтом. И хотя мысль дико заманчивая, я задвигаю ее подальше, потому что даже приблизительно не представляю, когда это станет возможным.
А вообще - это не секрет вроде, что мастерство - это результат труда и обучения. По крайней мере, у нас в музыкальной школе всех нытиков "у меня нет слуха!" дрючили ого-го как, мол, когда слуха нет - есть справка об инвалидности и полной глухоте.
Распевки - те же гаммы, только шаг там полутон.
с хором, к моей большой печали, у меня не сложилось - за мной все детство гонялись хористки, т.к. талант у меня определенно был, но вот мои родители сделали все, что бы я туда не ходила, т.к. у них была совершенно бредовая установка - что заниматься надо не тем, что нравится и получается, а тем, что не нравится и не получается - это типа они во мне характер вырабатывали
в общем, то, что я не была в хоре и меня не учили петь, а пою я сама как получается - мне сейчас ужасно жаль, потому что вот что-то хочется спеть, а умения и не хватает
и как правильно надо петь или этому учиться я не знаю
но тупо по опыту пения с ребятами с ярлыками, которые со мной все в итоге замечательно пели, я могу сказать, что начинали мы со слушания меня, так что ну, мб и ничего, что твоя девочка хор не слышит - пой ей сама - пусть тебя слушает!
кстати, на два голоса - вовсе не бредовая идея - на уроках сольфеджио из учебника мы пели на 2 голоса простые мотивчики на 2-3 строчки и пели все, даже те, кто с ярлыками был - видимо, там что-то совсем простое нам давали
и да, в нашей, как считается, крутой муз школе почему-то тех, кто был какбе без слуха и голоса не учили и не переучивали - они так и ходили до самого выпуска с диагнозом, а играли я так понимаю, чисто на технической запоминалке
ну и вообще - ты молодец!
на уроках сольфеджио из учебника мы пели на 2 голоса простые мотивчики на 2-3 строчки и пели все, даже те, кто с ярлыками был - видимо, там что-то совсем простое нам давали А в каком классе это было?
заниматься надо не тем, что нравится и получается, а тем, что не нравится и не получается
но тупо по опыту пения с ребятами с ярлыками, которые со мной все в итоге замечательно пели А что это за опыт?
С чего вдруг? =) В хоре есть еще овердофига людей, под которых можно быстренько подстроить и исправить интонацию, если ты чувствуешь, что косячишь. А когда поешь соло, все. Любой твой косяк слышен сразу и на твоей совести. Хор легче, причем намного.
Единственная сложность здесь в том, чтобы петь синхронно с другими — не вылезать раньше времени и не оставлять хвосты. Но опять же, для этого в хоре есть дирижер.
что и голос и слух развиваются
Самое распространенное заблуждение в музыкальной среде. Разовьются, если есть из чего развиваться. Если ничего не было, то развивать бесполезно. Нельзя развить слух "с нуля"... вы еще глухонемого от рождения говорить заставьте, ага.
вы еще глухонемого от рождения говорить заставьте, ага. так ведь... учат же. Они могут разговаривать, есть специальные методики обучения. Я не утверждаю, что все глухонемые говорят, но это принципиально возможно.
Хор легче, причем намного. Ну тут я и правда могу быть не совсем объективна
не, ну ты типа рвешь жопу, преодолеваешь трудности и в итоге успехи у тебя появляются хотя бы чисто по системе количество в качество, но, естественно, это будут средние высоты, потому что, что бы вЫпахать на серьезных соревнованиях, к этому делу нужны и талант и любовь, одной железной попы маловато будет
там очень логичная теория, кстати, которая тоже работает - но, блин, я такое никакому ребенку не пожелаю
никакого обучения специального- просто т.к. компании встречались часто - летом до несколько раз в неделю и мы часто в них пели, то те кто хотел, просто ко мне подсаживались и просили что-то с ними спеть
обычно певунов-аккомпаниаторов у нас было несколько и я совсем не самый профессиональный была, но, то ли я терпеливая, то ли не осуждаю за ошибки - но так подсаживались всегда именно ко мне и говорили, что с другими у них не получается...
с девочками я такое могу объяснить схожестью тембра - легче услышать и подкорректироваться получается, с мальчиками, возможно, простотой моего репертуара и тем, что я всегда воодушевляю на пробы, т.к. убеждена, что 90% "отбракованные" - это не отсутствие слуха и голоса, а просто ими не занимались - и если немного помочь, а главное, вселить уверенность, что все получится - то и получается очень хорошо в итоге!
Самое распространенное заблуждение в музыкальной среде. Понятно, что бывают случаи, когда развивать нечего, но их мало - в основном я встречаю продукты общения с училкой музыки в средней коле, которой чем с каждым нянькаться, проще закомплексовать половину класса с мелкими проблемами, что бы они во время показательного выступления 2 раза в год помолчали и не портили общую картину
Так оно и есть, в общем-то. Музыкальный слух нельзя развить с нуля, повторюсь. Если есть какие-то зачатки, их можно довести до уровня пения песен у костра под гитару, но не больше. Не сделаете вы из мальчишки-гудошника Лучано Паваротти, ну хоть вы убейтесь. Точно так же нельзя развить относительный слух в абсолютный, с этим нужно родиться.
Причем за критерий идет способность спеть чисто (приятно для слуха) песню с лету. Что, все-таки, не совсем верно.
Хм, а что тогда? Какбе стандартное требование. Повторить звук за инструментом/голосом, спеть гамму. Чисто. Что не так?
Для примера. Если человек поет, но допуская какие-то промашки — у него есть слух. Промашки идут от недостатка опыта, знаний, умения передавать голосом то, что слышишь. Если человек не поет — слуха нет.
И нас сильно забивали сопрано.
А вот это уже привет хормейстеру, который вовремя не отсыпал им люлей за такое =) в хоре не должно быть "забивающих" партий, даже если сопрано 20, а альтов 2.
основном я встречаю продукты общения с училкой музыки
И вы по этому принципу определяете, что у них есть слух? И что этот слух мог бы стать чем-то большим, чем способностью отличить ноту до от ноты фа? Ну ок.
которой чем с каждым нянькаться, проще закомплексовать половину класса с мелкими проблемами,
И вы всерьез полагаете, что у "училки в средней школе" есть достаточно времени, чтобы развить у ученика слух — даже у того ученика, у которого природные задатки выражены более ярко, чем у остальных? За один урок раз в неделю?
И как правило, в большинстве случаев у учителей есть свой собственный слух. И если они замечают, что ученику в детстве медведь наступил на ухо, фраза "сынок, у тебя нет слуха" из их уст оскорблением не является. Если у кого-то после этого взыграли комплексы, ибо в детстве он мнил себя не иначе как солистом оперы... то это уже явно не проблемы "школьных училок".
Не согласуются эти слова с тем, что я видела в жизни. Повторю то, что писала в посте: я знаю людей, которые не могли повторить песню от слова совсем. Это было не пение, а подвывание мимо нот. Спустя полгода они держали партию и спокойно пели в ноты.
в хоре не должно быть "забивающих" партий, даже если сопрано 20, а альтов 2. Это был сельский хор русской народной песни, в котором в основном пели женщины 40+. Руководительница работала с тем, что было