Когда сказку читают, она - правда.
Навеяно обсуждением изменения программы по школьной лит-ре.
К нынешнему списку школьной литературы отношение у меня двоякое. С одной стороны, классика дается мне очень тяжело и из школьной программы я осилила очень не многое. С другой - я против того, чтобы добавлять туда Гарри Поттера и подобное. Да, программу можно улучшить. Но мне не нравится сам подход "стыдно не знать", от которого нынче несет популизмом.

Я как всегда запоминаю верхами, поэтому прошу прощения за расплывчатость, но что помню - скажу. Вообще, я бы с удовольствием просто процитировала чужой пост на эту тему, который когда-то читала, но опять же не помню, где когда и чей. Мой же вывод общей фразой можно сказать так: там не должно быть развлекательной литературы. Потому что ее прочтут и за пределами школы, для себя. Смутно припоминаю чьи-то слова, что список школьной литературы подбирался по принципу социального конфликта. Вот да, он должен быть. Вообще классика это то, что актуально всегда - так, кажется, говорят. Поэтому в школьной литературе так много изобличают всяческие пороки - уж они человечеству всегда актуальны будут...

Это лично моя точка зрения, больше похожая на закидоны, в думу не прошусь, закон не продвигаю.

@темы: Графоманское, Коряги красивые и не очень, Размышления, Воспоминания, Наблюдения

Комментарии
14.01.2013 в 12:17

Человек с ружьём всегда найдёт цель в жизни. (с)
отсутствие права на собственное мнение. В сочинениях и на уроках мы должны были высказывать только мнение маститых критиков.
ДА!!!!! Это действительно ужасно... Растит людей, которые прежде чем подумать, ищут что подумали другие...

И я бы еще добавила возраст. Литература, которую проходят в школе, не соответствует возрасту тех, кто ее проходит. В результате скучно-непонятно-неинтересно,отбивает желание читать классику всерьез и надолго. В школе рано проходить Анну Каренину и другие книги для очень созревших личностей.
А вот Толкиена я бы добавила...
14.01.2013 в 13:04

Напомните-ка мне истории из школьного курса о людях, которые преодолели обстоятельства и многого достигли?
Вот я не очень знаю, что входит в школьный курс (училась за границей), но мне сразу на ум приходит "Богач, бедняк, нищий, вор" Ирвина Шоу.
14.01.2013 в 13:12

Когда сказку читают, она - правда.
Жанна Неаполитанская, не помню, чтобы мы проходили Ирвина Шоу. Я вообще о нем после школы узнала.
verde_viento, Литература, которую проходят в школе, не соответствует возрасту тех, кто ее проходит. Часто да, но с другой стороны вспомни технические предметы. Химия, физика. Там такие завиральные темы попадаются... Это все пища для ума:) А уж каждый по своему усваивает.
14.01.2013 в 13:27

Человек с ружьём всегда найдёт цель в жизни. (с)
Шенайя, гм, я просто все учила механически и смысл игнорила, в результате не знаю ни-че-го, но ум, память и чего то там еще поразвили...
14.01.2013 в 13:28

Когда сказку читают, она - правда.
verde_viento, ну и это тоже:)))
14.01.2013 в 13:56

Я была навеселе и летала на метле!...// Юродивая Города-над-Водой
*не удержавшись*

- отсутствие права на собственное мнение. В сочинениях и на уроках мы должны были высказывать только мнение маститых критиков.

Тут ещё зависит от того, как сам ученик (и его родители) к этому относится (большей-то части плевать с высокой колокольни на всю мировую классику). У меня за сочинения было хроническое "удвл" (пять за грамотность, кол за содержание) просто потому, что мои родители ценили знания, а не оценки, а мне было влом перед сочинениями перечитывать тонны критики, когда у меня есть своё собственное мнение. Да и ниже тройки мне при всём желании поставить не могли. В итоге последняя учительница литературы, не смотря на мой забор из единиц, ждала, когда я пойду поступать в литературный.
Ещё учителя просто не имеют внятных инструкций, как оценивать сочинения, потому что если разрешить одному ученику "я так думаю и вижу" (развёрнутое и аргументированное), то придётся разрешить и другому (тупое, хулиганское и "лишь бы отвязались"). А тех, кто даже не может, а готов сидеть и доказывать ученикам и родителям, почему у Вани "пять" и своё мнение, а у их Васи "кол" и тоже своё мнение, крайне мало, к сожалению.
Пока родители будут требовать бездумного задрачивания на пятёрки, будет стоять Литературный институт с болезненным отношением к любому чужому мнению,, эта фигня будет продолжаться.

А вот Толкиена я бы добавила...
У меня была продвинутая школа, мы по нему даже сочинение писали:laugh:

А вообще, по поводу возраста и нравится/не нравится, как бы это сказать... Школьная программа служит не для того, чтобы нравиться или не нравиться, а чтобы ребёнок получил представление о литературе вообще. Обо всех жанрах, обо всех периодах. Познакомился, так сказать, на лучших образцах, которые влезли в отведённое для этого время. Я прочитала всю прозу, что смогла найти, но стихи до сих пор терпеть не могу вместе с поэтами. Только Пушкина и люблю.
Так что школьная программа на 100% должна нравиться только совсем литературным маньякам.
Поэтому на уроках проходят "золотую классику", а в списки доп литературы впихивают по возможности всё остальное (у нас список внеклассного чтения за 9 класс - почти пятьдесят пунктов классики 20 века)

Фух. Прошу прощения за многословность, но литература лет пять была моей больной темой:laugh:
14.01.2013 в 14:00

Когда сказку читают, она - правда.
Райдо Вунье, У меня за сочинения было хроническое "удвл" (пять за грамотность, кол за содержание) Похожая ситуация. Начала читать школьную литературу - снизились оценки по предмету. На кой оно мне надо? Перестала читать школьную литературу, ограничивалась критикой:)
14.01.2013 в 14:01

Человек с ружьём всегда найдёт цель в жизни. (с)
Райдо Вунье, просто у тех же классиков есть произведения, которые подросток в состоянии переварить - например "Капитанская дочка", "Вечера на хуторе близ диканьки" (не помню как пишется) и т.д... короче классик, но от 10+ лет можно читать. А вот Анну Каренину и в 20 читать не все могут...
14.01.2013 в 16:25

Нечто из коробки
А вот Толкиена я бы добавила...
Хех, вспоминая то, как сама прониклась Толкиеном после ...дцатой попытки прочесть лет в 15, я посочувствовала школьникам =)

Мне после общения в колледже с нашим замечательным педагогом по литературе начало казаться, что дело не в самих произведениях и даже не в критике. Дело в том, как знакомят с этими произведениями. У хорошего педагога даже мега-скучные на мой взгляд "Мертвые души" мне конфеткой показались. А если у учителей сплошные "синие занавески символизируют" и тонна критических статей на закуску, то тут никакой Гарри Поттер не поможет.

А школьные сочинения — это вообще фу -_- "Символизм в Капитанской дочке".
14.01.2013 в 17:20

Человек с ружьём всегда найдёт цель в жизни. (с)
mary_el, точно подмечено! загадить можно что угодно...
14.01.2013 в 17:23

Когда сказку читают, она - правда.
mary_el, я у Толкиена Хоббита читала в школе. Не осилила. Муж в школе читал Толкина всего и ниче, нравится.
Дело в том, как знакомят с этими произведениями. Поэтому я и сказала про Адлера:)
16.01.2013 в 23:09

ijenny
Шенайя, у Джека Лондона есть прекрасный роман "Мартин Иден" - о том, как простой матрос становится писателем.
17.01.2013 в 07:16

Когда сказку читают, она - правда.
ijenny, понятно) когда-то я ставила его в список к прочтению, но не добралась.