Навели меня тут на
круг ресурсов. Что-то подобное я рисовала, когда проходила "Путь художника", решила повторить. Правда, с пояснениями там туговато, так что некоторые оценки на один-два балла пляшут. Средний балл по кругу ресурсов, кстати, получился равным 7. Это может быть совершенно не объективно, но отлично иллюстрирует мое состояние удовлетворения от нынешнего момента. В аутсайдерах имидж, работа и здоровье.
Заинтересовал меня ресурс "Транс". Оказывается, в отдельную категорию выделили отношение к трансцендентному, жизни-смерти. Последние года два по этому вопросу у меня не было гармонии. В сознании и подсознании пытались согласоваться религия, атеизм, знания о физиологии смерти и человеческих психозах, до которых эти знания некоторых людей доводят -_-. Дело шло медленно, любые попытки логического анализа ни к чему не приводили, поэтому процесс в основном происходил где-то на границе сознания или в подсознании.
читать дальшеЯ топталась на одном и том же месте, потому что:
1) научно-популярные книги по биологии убедительно (для меня) доказывают, что те качества, которые приписывают душе, зависят от физиологии мозга. Со смертью мозга умирает и душа. Вывод - живем один раз.
2) аналогично эволюция и биология убеждает меня, что бога нет, а религия - это побочный продукт развития мозга и функций, необходимых для эффективного существования в обществе себе подобных.
3) в то же время наблюдения психологов показывают, что без веры психика менее устойчива. И даже если религия самообман, то в большинстве случаев самообман полезный.
4) а еще, раз уж живем один раз, я очень внимательно читала высказывания пожилых людей о том, о чем они жалеют. Лучше все же учиться на чужих ошибках. Увы, это немного не та сфера, где чужой опыт может дать однозначные ответы. Все люди разные, системы ценностей тоже.
В итоге в голове долбилась навязчивая мысль: "Смысла жизни нет. Так в чем же смысл моей жизни?" И ни один логический ответ не устраивал меня, пока внутри не закончился процесс некоего осознания. Мне хотелось, чтобы в старости я не жалела о прожитом. Но о чем я могу жалеть, а чем буду гордиться? Стремление к какому счастью целесообразно, если состояние счастья - это биохимия, и достигается не только творческими, например, достижениями, но и медикаментозно? К какому счастью стремиться, если есть желания, отсекающие все остальное, есть те, что требуют много сил, но не факт, что окупятся? Можно ли считать счастьем, к которому стоит стремиться, счастье материнства, если это генетически заложенный материнский инстинкт, который в определенный момент заботы о детях запускает соответствующие изменения в мозге (и это научно зафиксированный факт)? Перевесит ли социальное осуждение и отчуждение из-за переезда в деревню удовольствие от жизни рядом с природой, в доме, построенном собственными руками (или хотя бы при горячем моральном и умственном участии)?
Я искала гармонию между физиологией, психологией и общественной моралью. Пыталась нащупать границы позволенного и приемлемого. В конечном итоге, я осталась с теми же убеждениями, с какими была. Фразы "Делай, что должен, и будь что будет", "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи" остались для меня актуальны. Я следую за своими ценностями, и если они не совпадают с общепринятыми типа карьеры или мирового творческого признания - пусть. Гораздо больше славы неудачницы меня пугают слова людей, жалеющих перед смертью о том, что так и не сделали то, о чем мечталось. Или просто хотелось. К слову, один из серьезнейших аргументов за переезд в деревню - здоровье. Раз уж счастье - это биохимия, и зависит в том числе от физической активности, в городе из-за экологии и образа жизни, который диктуют город и офисная работа, мы в разы быстрее потеряем здоровье, а с ним и приличную часть удовольствия от жизни.
Больше всего меня поразило, что теперь я на уровне и чувств и разума понимаю людей, которые до последнего борются за жизнь животных. Потому что:
а) у собак и животных тоже есть сознание и чувства, как и у человека;
б) животное, как и мы, тоже живет один раз.
Раньше я не особо видела смысл в борьбе за лишние полгода-год жизни питомца, если это требовало больших трат и усилий.