18:12 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Пишет Janos:
02.12.2012 в 01:51


тебе не кажется, что использование подобного [синонимайзера] разрушает ту единственную вещь, которая делает автора автором - стиль?

URL комментария

А теперь я вякну свое веское "фи".
Что такое словарь синонимов? Это такой словарь, который рекомендован для расширения словарного запаса. Расширять его можно по разному: читать больше разной художественной литературы, общаться с разными образованными людьми. Иногда - обращаться к словарю синонимов. Для меня нет разницы, откуда ты взял слово - из чужой речи, из чужих книг или чужих словарей, в любом случае русский язык, родной наш язык - мы него не сами изобрели. Мы пользуемся тем, чему нас научили родители. Наши мысли, идеи - они идут от сердца. А слова - это средства выражения их. И задача автора, чтобы его мысли и идеи дошли до читателя. А уж какими словами он их донесет - это его проблема. И отвергать словарь синонимов в пользу чтения писателя, который этим словарем пользуется (а вы попробуйте доказать, что не пользуется\не пользовался на заре карьеры. Если не брать, конечно, писателей раньше 20 века) - это лукавство.
Что такое авторский стиль? Это такая штука, которая вырабатывается не за раз. Чаще всего ее нет изначально. Нужно некоторое количество опыта, экспериментов, труда, чтобы он появился. Чтобы методом тыка ощутить, какие слова - твои, какие способы воздействия на читателя тебе ближе всего, какими фразами ты хочешь его цеплять. Это ОПЫТ, а не просто вдохновение. Это работа мозга, которую трудно контролировать, но она есть, и если хочешь развиваться, нужно давать пищу для ума, в том числе в виде слов, самых разных.
Ах да, вот вам еще информация к размышлению. Мы сейчас погребены под валом слов. Но слов каких? Газетных, новостных, рекламных. В чем их отличие от литературы? Там минимум слов и максимум воздействия. Им не нужно, чтобы слова запали в душу, им нужно, чтобы слова вызвали сиюминутный порыв. А потом выветрились под воздействием следующей партии слов. А у литературы словарный запас очень большой. Если у автора маленький словарный запас, говорят, что его язык беден. Где-то в инете был сайт, где предлагалось сравнить свои тексты с текстами известных писателей и сайт тебе выдаст, на кого похож твой стиль. Так вот большинство текстов начинающих авторов он сравнивает с парой публикуемых. Я их читала. Читать можно. Но язык не впечатляет. Он есть, да, он передает информацию, но ни о какой красоте и выразительности речи не идет.
Словарный запас нужно пополнять, порой искусственно. Потому что иначе ты будешь говорить словами газетных новостей. Просто потому, что их слышишь больше всего. Просто потому что тебе их навязали.
запись создана: 02.12.2012 в 09:19

@темы: Графоманское, Наблюдения, Размышления

URL
Комментарии
2012-12-02 в 09:45 

Reine Salvatrise
Не ждать
Когда пишешь, слова должны идти из головы и сердца, обнажая твою истинную суть, показывая твой талант. А когда смотришь в словарик и переписываешь оттуда слово, это уже частично не твой текст, не твоя мысль, не твоё меткое слово. Подбирать слова надо из запаса в своей голове, а текст должен быть полностью твоим детищем, с твоими ошибками и косяками.

2012-12-02 в 09:51 

Туман-1252
Чудовище хаоса.
Я уже сказала своё веское "вя" у себя на дайри, но повторюсь - злоупотреблять словарями, конечно, не стоит, но бывает, что в голове крутится ощущение слова и, открывая словарь, ты понимаешь: вот, это оно. Тогда что здесь плохого-то?))
К тому же, если я лезу в словарь, чтобы найти слово, значит, я понимаю, что с моим стилем что-то не так? Если с ним всё хорошо, никуда я не полезу))

2012-12-02 в 09:54 

Reine Salvatrise
Не ждать
Тогда что здесь плохого-то?))
Осознание того, что сам не додумался.

2012-12-02 в 09:58 

Туман-1252
Чудовище хаоса.
Reine Salvatrise, О_о ну так в итоге решил же проблему

2012-12-02 в 10:13 

Reine Salvatrise
Не ждать
Orlana, проблемы можно решать разными способами: кто-то спросит у словаря, кто-то будет упорно думать, кто-то пропустит предложение и вернётся к нему позже, когда нужное слово само всплывёт, кто-то активнее займется самообразованием и будет расширять свой кругозор, чтобы не попадать в такие ситуации, кто-то найдёт "101 способ отточить стиль" и так далее. Способов можно много придумать. Выбор способа - на совести автора.

2012-12-02 в 10:22 

Туман-1252
Чудовище хаоса.
Reine Salvatrise, а я и не говорила, что можно использовать только этот способ, и никаких больше.

2012-12-02 в 12:38 

Ничего плохого в словаре не вижу, если редко им пользоваться

2012-12-02 в 18:13 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Я обновила пост, высказав там свою точку зрения на данный вопрос.

URL
2012-12-02 в 18:16 

Туман-1252
Чудовище хаоса.
Шенайя, кстати, абсолютно с тобой согласна

2012-12-02 в 18:18 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
URL
2012-12-02 в 18:28 

Reine Salvatrise
Не ждать
Я начала писать пост на эту тему. Но коли запись обновилась, выложу отрывок:
читать дальше

2012-12-02 в 18:31 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Reine Salvatrise, вот с этим спорить уже не хочется, а твой первый комментарий прям волну негодования вызвал ^_^

URL
2012-12-02 в 18:44 

Я сама, когда начала писать, столкнулась с этой проблемой: есть канцеляритные, газетные, плоские слова, а вот живых, ярких - мало, с большим трудом их из себя выкапывала поначалу.

2012-12-02 в 18:54 

[J.Eo]
привет, мы будем счастливы теперь. и навсегда...
ну не, я согласна с тем, что развиваться надо. и для этого надо писать именно со словарем.
я вот не могу писать своим языком. мне он не нравится)

2012-12-02 в 19:35 

murosvur
Я абсолютно согласна, что словарь расширяет словарный запас. Меня вообще поразила альтернативная логика, при которой словари оказываются вредны.
Можно тогда еще книжки по писательству не читать, вот я недавно перечитывала Митту и Стивена Кинга, а они на меня повлияли, и вдруг теперь я не совсем я? И вообще лучше ничего не читать, потому что каждый прочитанный автор может повлиять. А еще лучше от всего изолироваться.
Я понимаю, что передергиваю, но блин))
Ничто не может так просто разрушить стиль автору, если у автора уже есть стиль и голова на плечах. Ничто не сделает автору стиль, кроме долгой практики и наличия в голове и сердце чего-то очень важного, что он хочет рассказать. Учебники, словари, чужие книги и что угодно еще - это семена, топливо, подмога, строительный материал.
В конечном счете, стиль - это не словечки и не их порядок, это что-то много большее.

2012-12-02 в 19:40 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
murosvur, Меня вообще поразила альтернативная логика, при которой словари оказываются вредны. Во-во. А еще при условии, что я всяческие словари-энциклопедии нежно люблю...

URL
2012-12-02 в 19:40 

murosvur
А что касается синонимайзеров - я вот тоже почти не узнаю оттуда что-то новое. Я все эти слова знаю. Но они в пассивном словарном запасе, и употреблением в тексте я перевожу их потихоньку в активный. Тут вообще неважно, как расширять активный словарный запас, память одинаково работает и при чтении книг, и при чтении словарей, тем более если это слово сразу вводишь в текст. Запрет себе на словари кажется мне искусственным ограничением.

2012-12-02 в 21:11 

murosvur
Шенайя, вот я тоже их люблю) и словари, и энциклопедии.
(а еще нередко лезу в Википедию, когда пишу. разрушает ли она самобытность моей творческой мысли? надо подумать на эту тему))

2012-12-03 в 22:47 

Flash
We're all stories in the end. Just make it a good one, eh?
ИМХО, словари синонимов - прекрасное изобретение человечества, которым нужно уметь пользоваться с благодарностью. Никакой божественный ток вдохновения не перекроется, если ты во время сочинения стихотворения отложишь бумажку и заглянешь в словарь в поисках более яркого выражения. Блин, да я за одно стихотворение десять раз в яндекс сбегаю, чтобы проверить, растут ли тополя в Турции или где ставится ударение во-он в том слове. И что, это говорит о моей ущербности? %)
Наш Мастер советовал нам при переводе пользоваться не англо-английскими, а англо-русскими словарями, чтобы использовать их в качестве синонимических. Если уж гений (без кавычек) Голышев считает обращение к таким словарям необходимостью, то все мнения "против" я просто отметаю как дилетантские, к тому же не совпадающие с моим внутренним ощущением.
Я бы скорее решила, что человек, считающий для себя зазорным свериться со словарем, обладает непомерно раздутым ЧСВ, которое нашептывает ему, что учиться необязательно, что он уже и так хорош... Как будто в три года учить новые слова хорошо и полезно, а в двадцать три - стыдно и ай-яй-яй. Оказывается, есть планка, на которой умственное развитие должно останавливаться? После которой свериться со словарем - не признак интеллигентного человека, а свидетельство его бездарности? Вах ^^
Извини, что так расписалась, но некоторые комментарии в дискуссии покоробили.

2012-12-03 в 23:43 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Flash, ничего-ничего:) Уж ты то со своим образованием это говорить имеешь полное право, а я пару аргументов придержала, ибо из моих уст они смотрелись бы совсем не убедительно.
А ты как вообще на этот пост вышла?

URL
2012-12-03 в 23:49 

Flash
We're all stories in the end. Just make it a good one, eh?
Я знаю минимум двух человек, которые убеждали нас пользоваться словарями синонимов: это литовский преподаватель современного русского языка и президент гильдии переводчиков Голышев. Обоим слегка за 70. И они не считают для себя зазорным учиться - и признавать, что они не знают ВСЕ слова русского языка. Потому что это невозможно физически %)
Да зашла в гости, как обычно, а тут такой пост) Ну как пройти мимо?

2012-12-03 в 23:53 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Flash, А-га! Ты, значится, ко мне регулярно в гости ходишь! Бум знать :-D

URL
2012-12-03 в 23:55 

Flash
We're all stories in the end. Just make it a good one, eh?
Да я к большинству ПЧ так захожу время от времени :tear:

2012-12-04 в 16:37 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Альтернативные мнения, как мне кажется, появились из-за авторов, которые плохо умеют пользоваться словарями :-) они уже знают, что тавтология - ошибка, а в стилях еще не разобрались. Вот и получается, что у героя в одном абзаце глаза, очи и гляделки. Читаешь и думаешь: кто-нибудь, отберите у этого чуда словарь!:-)
Синонимайзер - это же просто инструмент, им еще нужно уметь пользоваться ) но я за то, чтобы им пользовались )

2012-12-04 в 16:41 

Шенайя
Когда сказку читают, она - правда.
Ticky, у героя в одном абзаце глаза, очи и гляделки.
:laugh: Слава богу таких чудес мне не попадалось.

URL
2012-12-04 в 19:27 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Шенайя, повезло :-)

   

Черновики для сказок

главная